Сайт учителя русского языка и литературыМОУ СОШ № 4 п.Безенчук Самарской областиВОЛОДИНОЙ Елены Анатольевны |
Приступая к работе классного руководителя, я четко представляю себе ориентиры воспитательной системы, ставя перед собой конкретные задачи:
На становление жизненных позиций школьника особое внимание имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Вслед за В.А. Караковским, я понимаю самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Мне также близок подход Д.В.Григорьева, определяющего детское самоуправление как режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные отношения в детской среде. Создавая органы самоуправления, ставлю перед собой цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу самоуправления в моем классе составляют сменные творческие группы – советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела, чередование коллективных творческих поручений позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. По словам Д.В. Григорьева, «в режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации». Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и интересная личность. Считаю, что не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором. Такая форма ученического самоуправления, по-моему, имеет ряд достоинств. Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса. Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь. В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят. В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени. При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а я могу вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей. Уверена, что участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности по всему происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Работая в направлении «Я – гражданин», провожу уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами), диспут «Патриотизм: знак вопроса», внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, поселка. Учащиеся активно принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница». В 2006 – 2007 учебном году совершили поездку в город-герой Москву, посетили исторические места. Летом этого же года побывали в Казани. В этом учебном году мой 11А класс принимал участие в областной акции «Наследие», проводимой в рамках проекта «Достойные граждане великой страны». На осенних каникулах была организована экскурсия в районную администрацию, архивный отдел, где руководитель этого отдела Л.В. Русанова рассказала много новых фактов об истории нашего поселка. Такая работа не только формирует патриотическое чувство, но и расширяет кругозор. Всегда хочу знать, как относятся мои учащиеся к историческому прошлому своего Отечества. АНКЕТА №1.
Работа, проводимая мной, способствует формированию чувства патриотизма. На графике видно, что формирование проводится на должном уровне. С учащимися 9-11-х классов планомерно провожу работу по правовому воспитанию. Регулярно приглашаю на классные часы инспектора по делам несовершеннолетних, который подробно рассказывает о правонарушениях, совершаемых подростками, о мерах наказания за совершенные правонарушения. Учащиеся еще раз узнают о правах и обязанностях.
АНКЕТА №2. Правовая культура учащихся.
ПРИМЕЧАНИЕ: таблица составлена на основании анкетирования и представлена в процентном выражении. Из таблицы видно, что информационно-правовая работа у учащихся формирует правовую культуру. По результатам анкетирования в 10 классе 61% учащихся показали высокий уровень сформированности правовой культуры, в 11 классе при проведении подобной анкеты процент правовой культуры увеличился до 75%. Убеждена, что научить жить – значит сформировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни, умению в равной мере адаптироваться в обществе и противостоять злу и насилию. Работая в направлении «здоровье», провожу тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет, беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Вредные привычки, как от них избавиться?», походы выходного дня, туристические походы. Были проведены и разработаны мероприятия: познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой», акция «Конфетка за сигарету», КТД «Тропинка, ведущая в бездну». В этом учебном году учащиеся моего класса принимали участие в районной Акции «21 век без сигарет» и заняли I место. Все учащиеся посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике. Активно участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Таким образом, у учащихся формируется культура сохранения собственного здоровья. Еще с 5 класса я поняла, что родители моих учеников – первые помощники, члены нашего коллектива. Работу с родителями веду по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры – беседы «Я помогаю Вам, Вы помогаете мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Уверена, что только с помощью совместных дел родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей. Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Я – гражданин», мы не забываем о направлении «Учеба», так как знания необходимы для молодого поколения страны. Были проведены познавательные классные часы: «Учеба – наш главный труд», «Нужны ли знания?», диспут «Много знать – хорошо или плохо?». В своей работе реализую идею сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
Думаю, что дополнительное образование способствует развитию интересов учащихся, отвлекает их от отрицательного влияния улицы и формирует ключевые компетенции.
|